“За многое было совестно”: легендарный Василий Шукшин называл “чесоткой” свою непростую семейную жизнь

«Что ж ты мне под самый-то дых дал?! Хоть запей!» — вспоминал Василий Макарович о предательстве Леонида Куравлева.

Сегодня исполнилось бы 90 лет знаменитому русскому писателю, сценаристу, режиссеру и актеру Василию Шукшину. Анатолий Заболоцкий — единомышленник и близкий друг Шукшина работал вместе с ним над фильмами «Печки-лавочки», «Калина красная». В своей новой книге он рассказал, как трудно было Шукшину утвердится в профессии и личной жизни.



После того как Шукшин снял свою дипломная работу во ВГИКе «Из Лебяжьего сообщают» в работе наступила мучительная пауза. «На «Мосфильм» с его курса Михаил Ильич (Ромм – руководитель мастерской, в которой учился Шукшин) взял только Сашу Рабиновича (настоящая фамилия режиссера Александра Митты), Андрея Тарковского и Александра Гордона. Пожелай бы Ромм, ничего бы не стоило и Шукшину попасть на «Мосфильм». А формальная преграда — не москвич», — писал Заболоцкий, сообщает crimea.kp.ru. Василий был подавлен таким положением вещей. Творческий старт не задался. «Диплом сочли слабеньким — я и не рыпался. Из общежития вгиковского на Яузе гнали, кормился актерством. Снимался, где позовут, за многое теперь совестно. Михаил Ильич мог помочь мне, если б верил», — вспоминал об этом периоде сам Шукшин.

Станислав Ростоцкий, Марк Донской, Татьяна Лиознова, прекратили проведение подготовительных работ по фильму «Степан Разин» и прочие руководители киностудии им. Горького в лице редакторов и членов художественного совета, решили заморозить проект «Степан Разин» на неопределенный срок. «Невесело вышли мы после худсовета со студии, проклиная в душе день, когда судьба впутала нас в кино. А тут еще, проходя возле ВГИКа, увидел выходящих из его дверей Сергея Герасимова с Тамарой Макаровой, окруженных народом. Шукшин приостановился, съежился, потом опустил голову и пошел мимо. В спину Макарычу я напомнил: «Ты же собирался просить поддержки, разве не повод?» Макарыч, ускоряя шаг, двигался к остановке: «Какая поддержка, если он на худсовет не пришел, а сам рядом, в институте. Ему все известно, без него фильмы на студии не делаются», — рассказывал Заболоцкий. Вместо этого Шукшину разрешили снимать «Печки-лавочки», которые ранее не утверждали.

Для фильма стали набирать актеров. Уже взяли Буркова, Санаева, Любшина… Шукшин поручил помощникам отыскать Куравлева для утверждения на главную роль. Его долго искали и нашли в Одессе. Там он согласился играть Робинзона Крузо и мягко начал «спускать на тормозах» роль в «Печках-лавочках». Василий Макарович ощутил, что его предают. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Ах ты, и он уже звезда, выпорхнул Леня. Это по-русски. Не получается артели, мать твою в барабан», — сетовал Шукшин. Тогда он поплакался Куравлеву: «Что ж ты мне под самый-то дых дал?! Хоть запей! Нет, дудки! А может, Нонну Мордюкову уговорю, и я с ней в паре попробую. Если ей одеяло на себя не давать тащить… Мой скелет с ее телом — убедительная ячейка семейная?!»


В личной жизни тоже было не все спокойно. В то время он часто ссорился со своей женой Лидией Федосеевой-Шукшиной и, взяв раскладушку, отправлялся ночевать к Заболоцокому. Через несколько дней супруга звонила, он слышал мольбы своих дочерей и, смирившись, писатель возвращался домой. «Чем больше видел Шукшина в работе, в житейском круге, тем больше жалило какое-то его одиночество — вроде никогда не бывал без собеседников и коллег, а все же был как-то отстраненно одинок», — отмечал старый друг.

На «Мосфильме» генеральный директор Николай Трофимович Сизов предложил Шукшину снять напечатанную в журнале «Наш современник» киноповесть «Калина красная». Актерский состав был уже практически укомплектован, не хватало актрисы на роль «Люсьен». «Я грешен — попросил Макарыча помочь подняться погибающей Татьяне Гавриловой», —признался автор. Тогда актриса сильно выпивала и приходила в таком состоянии на съемочную площадку. Татьяна удачно снялась в первых сценах, но потом сорвалась, и многое Шукшину пришлось имитировать режиссерскими уловками.


На роль матери ждали Веру Марецкую, но она не видела себя в образе немощной старухи. «Собирались снимать в живом интерьере избы одинокой бабушки Ефимьи Ефимьевны Быстровой. Наш художник-постановщик Ипполит Новодережкин уговаривал: «Никакой декоратор не повторит его… Где такие иконы добудешь — и с окладами, и без — и Спас, и Никола, и Георгий Победоносец. Здесь во всем душа бабушки неповторимая, даже в засиженной мухами лампочке и патроне рядом с серебряным окладом центральной иконы» Ее сняли матери Егора Прокудина, потому что природный артистизм в ней явно имелся.

Но когда съемки закончились, неожиданно для Шукшина оказалось, что бабушку обворовали и все ее древние иконы вынесли из избы. «Так ведь ваши забрали, говорят, еще снимать будут… вот и деньги оставили», — не понимала обманутая Ефимья. После этого случая по студии поползли мрачные слухи: Шукшин вывез все иконы и самовары из Белозерья, хот на самом деле он не имел к этому никакого отношения. «Но когда прознали, как начал накаляться Шукшин, чтобы ударить по собирателям, молва, как по команде, заглохла… Картинные передряги не оставили времени заняться разбирательством. Старожилы весело рассказывали, как на съемке «Войны и мира» хрустальную люстру (1200 килограммов) за ночь разобрали с потолка павильона, и никакой ОБХСС не обнаружил следов ее», — написано в книге. После выхода «Калины красной» Шукшин снискал всеобщую славу.



Недавно в Барнауле прогремел Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, в честь великого режиссера, которого давно нет среди живых. Президент мероприятия Виктор Мережко очень радовался многочисленной публике и тому, что Василия Шукшина до сих пор не забыли. «Алтайская земля — великая земля. Это жемчужина России. Я же правильно говорю? Тут и Леша Булдаков, который недавно ушел в мир иной, и Роберт Рождественский, и Иван Пырьев, и Миша Евдокимов, и Валера Золотухин. Сколько имен… Сколько звезд. Настоящих — не придуманных. Это вам не Киркоров, блин. А настоящих звезд. Понимаете меня, дорогие мои? Не Басков противный! Это счастье видеть вас! Счастье, что вы помните и любите своих великих земляков» — высказался Мережко. Он назвал Шукшинский кинофестиваль — главным фестивалем нашей страны и не захотел сравнивать его с «Кинотавром». Мережко попросил всех присутствующих мысленно поблагодарить Василия Макаровича за его бессмертное творчество.

P.S. Делитесь этой записью с друзьями!

Наш Телеграм – https://teleg.one/alibabainfo


Тоже интересно